VoIP-сервисы (Voice over IP) пока не стали в России мейнстримом, считают игроки рынка. Тем не менее они заявляют о стремительном росте этого рынка и полагают, что его надо законодательно регулировать.
Об этом заявили игроки рынка VoIP на II Международной конференции "Voice 2014 - Будущее VoIP-трафика в России и СНГ. Транзит и розничный рынок", организованной ComNews Conferences.
"Надо признать, что VoIP (Voice over IP, голосовые услуги в сетях передачи данных) не стал в нашей стране мейнстримом, и он до сих пор рассматривается как некая альтернатива", - отметил генеральный директор ООО "МТТ Групп" Евгений Васильев. По его словам, несмотря на то что происходит миграция голосового трафика в сети передачи данных, рынок мобильного голоса и SMS в России устоял. "Он стагнирует, но не падает. На сегодняшний день VoIP-сервисы не нанесли какого-то решающего удара по классическим услугам, в этом смысле наш рынок достаточно консервативен", - считает Евгений Васильев.
Он добавил, что, тем не менее, VoIP показывает серьезные темпы роста в России. "Более 2/3 всех продаваемых услуг у нашей компании построены на базе VoIP", - привел он пример.
Как ранее сообщал ComNews, российские операторы активно выводят на рынок собственные VoIP-сервисы. Например, появился сервис "МультиФон" от "МегаФона", Beam и YouMagic от "Межрегионального ТранзитТелекома" (МТТ). В начале октября стало известно, что "Ростелеком" создает аналог Skype (см. новость ComNews от 20 октября 2014 г.).
"Во многих западных странах сейчас наблюдается бум VoIP-сервисов, различных мессенджеров, а в России эта тенденция пока только набирает обороты", - пояснила в беседе с репортером ComNews менеджер по связям с общественностью компании Viber. Все больше молодежи пользуется VoIP-сервисами, переходит на них из соцсетей, создает в них группы, отметила она.
У Viber 450 млн пользователей в мире, и 28 млн из них – в России. "В топ рынков для Viber входят Бразилия, США, Великобритания и Россия", - отметила Елена Грачева. Она добавила, что сервис зарабатывает на продаже стикеров, которые создаются вместе с партнерами мессенджера (Disney, Marvel и др.), а также на звонках с Viber на мобильные и городские телефоны.
На сети "Ростелекома" технологии VoIP представлены широко, говорит начальник отдела управления продуктами и услугами департамента по работе с операторами ОАО "Ростелеком" Сергей Макаров. "Более 25% узлов сети местной телефонной связи - узлы, которые созданы Softswitch. Это направление, в котором мы идем, в том числе представляем услуги местной телефонной связи в рамках услуг ШПД", - сказал он.
Партнер Ernst & Young (CIS) B.V. Юрий Гедгафов отметил, что VoIP-сервисы воспринимаются операторами традиционной телефонии как конкуренты, которые ведут нечестную борьбу. "Традиционные операторы считают, что ОТТ-операторы паразитируют на их сетях, загружают их, а сами при этом эти сети не строят", - отметил он.
"Однако статистика по тарифам показывает, что переток трафика из сетей оператора в VoIP очень легко управляем тарификацией, которую делают операторы. Как только операторы вводят безлимитный голосовой, трафик безлимитные SMS и ограничивают передачу данных, привлекательность VoIP снижается", - пояснил Юрий Гедгафов.
Со своей стороны Сергей Макаров заявил, что не считает VoIP-технологии антагонистами телефонии. По мнению Евгения Васильева, ОТТ-сервисы нельзя рассматривать исключительно как "звонилки" и "мессаджинг" с мобильного телефона, так как этот рынок гораздо шире и многообразней. "МТТ все больше видит потребность в профессиональном VoIP в корпоративной сфере, который выходит за рамки межличностного общения. И спрос на рынке на такие услуги есть", - говорит он.
Игроки рынка согласны, что развитию этого сегмента в России мешают ограничения, которые применяются к VoIP-технологиям. Как следствие, в этой нише активно работают зарубежные VoIP-сервисы – Skype, WhatsApp, Viber и др. "Нужно давать возможность создавать российским участникам рынка сервисы не хуже", - считает Евгений Васильев.
Замначальника Управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Елена Заева уверена, что для регулирования ситуации среди поставщиков услуг VoIP нужны государственные шаги. "Необходимы единые правила, в которых будут описаны права и обязанности потребителя и оператора. Эти правила должны быть одинаковыми вне зависимости от того, по какой технологии предоставляется определенная услуга", - пояснила она. "Если завтра появится новая технология, то опять бежать переделывать нормативку?" – аргументировала Елена Заева.
Пока регулирование VoIP затруднено, потому что обсуждаемые нормативные акты нарушают интересы одной или другой стороны, говорит она. Представитель ФАС предложил написать концепцию развития отрасли. В ней надо будет прописать все, что необходимо учесть при регулировании деятельности VoIP-сервисов в России.
Операторы согласны, что надо менять регулирующие отрасль акты. По мнению директора по аналитической поддержке взаимодействия с органами государственной власти ОАО "ВымпелКом" Алексея Рокотяна, нужна концепция развития отрасли на какой-то обозримый срок. "Если обрисовать цели и дороги, то оператор сможет планировать - где у него есть возможности развиваться", - говорит он.
Помимо этого, необходимо внятное понимание того, что нужно регулировать. "В законодательстве до сих пор нет определения того, что такое телефонная связь и VoIP. Пока мы не дадим понять, что это такое, у нас будет полный компот в головах и обида друг на друга. Та нормативная база, по которой мы сегодня живем, устарела", - отметил он. По его словам, попытки быстро что-то подправить в регуляторике не помогают развитию недешевой инфраструктурной телеком-отрасли.
Евгений Васильев отметил, что есть два пути, как отрегулировать отрасль. "Один - правильный и долгий путь: все начать с начала, сделать единую лицензию, единые права оказания услуг и не обозначать никакой разницы между телефонией и передачей данных. Этот путь займет годы", - говорит он. Второй путь быстрее - поправки в законодательство будут носить косметический характер. "Но он не отменяет того, что надо изменять законодательство о связи", - считает он.
По его мнению, нужно разрешить использовать телефонную нумерацию тем, кто хочет легально предоставлять услуги с использованием VoIP. "Это должно быть ограничено определенными требованиями, чтобы не возникали необоснованные преференции VoIP-операторам в отношении операторов местной связи", - считает он.
"Ростелеком" за легализацию VoIP-телефонии и равные условия взаимодействия игроков этого рынка, соглашается Сергей Макаров. "Изменения в 97-й приказ уже позволили организовать присоединение конечных устройств связи с использованием сетей передачи данных. Это первый шаг в легализации VoIP, чтобы он превращался в легальную форму оказания услуг местной телефонной связи", - сказал он.